Раз уж тему Кубка России объявили закрытой, то оставлю это сообщение здесь: всё-таки повод к таким наблюдениям может возникнуть и после просмотра последних матчей "Белогорья" в чемпионате.
Причина поражения в кубке, на мой взгляд, объясняется не столько плохой формой, в которой пребывала команда или какой-нибудь из игроков, сколько системной ошибкой, допущенной при комплектации команды. Впрочем, как ошибки? "Ошибочке", которая наверняка не сможет помешать клубу из Белгорода добиться в этом сезоне очень немалого.
Вот уже второй титул российского клубного волейбола разыгрывают между собой "Зенит" и Новосибирск. И есть нечто общее, что объединяет их, одна сильная черта или качество - наличие в числе доигровщиков мощного нападающего с высоким съёмом, который частенько в нападении смотрится даже лучше диагонального. В прошлом сезоне это были Мэттью Андерсон и Ореол Камехо. В этом Вильфредо Леон и всё тот же Камехо.
Причём характерно, что "Белогорье" понесло обидные поражения в ключевых матчах этого и прошлого сезонов от следующей комбинации игроков: доигровщик с высоким съёмом и не шибко рослый, но техничный и скоростной леворукий диагональный (Виктор Полетаев/Земчёнок). Я не уверен, что именно такое сочетание нападающих является опасным для лидеров регулярки этого сезона, но пробел Белгорода именно в отсутствии такого нападающего.
Теоретически роль этого нападающего с высоким съёмом мог бы играть диагональный типа "супер-Стенли" - рослый, прыгучий диагональный, способный проламываться через блок, способный на перманентном групповом блоке держать приемлемый процент эффективности >40%. Грозера таковым считать никак нельзя. Это игроки вроде Омрчена, Штокра, Цветана Соколова, Гевина Шмитта или Константина Бакуна. Грозер меньше них и очень зависим от своей физической формы, зависим более прочих, но даже в таком состоянии он частенько попадает в блок, когда бьёт сильно под себя. Об этом было понятно ещё до приезда немца в Россию, но тогда-то игру на сложных мячах на себя очень успешно взвалил Тарас Хтей!
Но сегодняшний Хтей - это отнюдь не чета сильным доигровщикам с высоким атлетичным нападением, хотя бы потому, что у него исчез после операции прыжок. У него и помимо этого куча достоинств, та же игра на блоке (только Камехо играет в этом компоненте игры успешнее), но тянуть игру на себе, как прежде, он уже не может.
Успех прошлого розыгрыша Кубка был связан в очень большой степени с личностью Пантелеймоненко - ранее одного из немногих наших доигровщиков с высоким съёмом. Да прыжок у него тогда уже подсел, но, в целом, агрессию в нападении он сохранил и на Кубке он продемонстрировал едва ли не сильнейшую в команде силовую подачу, чего Тарас лишён напрочь.
Успехи "Белогорья" связаны с наличием в команде аж 2-ух центров силы глобального, даже не российского, а мирового масштаба, 2-ух харизматичных лидеров - Сергея Тетюхина и Димы Мусэрского, делавших команду чрезвычайно устойчивой психологически, способной переломить ход любой игры вне зависимости сложности текущей ситуации, но Сергей - почти пенсионер

, а Мусэрский - нападающий первого темпа. У команды должны быть мускулы - молодые, здоровые игроки, помогающие это психологическое преимущество реализовать на площадке. Им на откуп нужно отдавать простые, "регулярные" очки. От того, что Тетюхин выиграет ключевое очко в сложнейшей ситуации или Мусэрский поставит 7 блоков за матч и настреляет 7 эйсов...